Мелани Кляйн была ученицей Зигмунда Фрейда, но, в отличие от Фрейда, рассматривала процесс формирования личности, наблюдая за отношениями младенцев и маленьких детей со своими родителями, а в частности с мамами.
Теория объектных отношений Мелани Кляйн
Сама Кляйн считала, что взаимодействие с объектами происходит внутри психики через два механизма -
ПРОЕКЦИЯ И ИНТРОЕКЦИЯ
Иными словами, она подразумевала, что все объекты внутри нас, и мы лишь проецируем свое отношение на других людей.
Две позиции объектных отношений
Мелани Кляйн выделила две позиции нормального формирования Эго - это "Параноидно - шизоидную" позицию и "Депрессивную".
Сразу оговорюсь - речь не идет о том, что все младенцы являются параноиками и шизофрениками, а потом находятся в стадии депрессии, но почему она так их назвала - сейчас попробую объяснить.
Параноидно - шизоидная позиция
Когда рождается младенец, в его "поле" появляются разные ощущения. Ребенок еще не понимает - что с ним присходит, и вообще, с ним или нет. Он испытывает голод, который появляется вместе с неприятными ощущениями. Но понять, что это его собственное тело чувствует себя плохо, младенец не может. А значит это кто-то из вне сейчас преследует его, и ребенок начинает плакать.
В этот момент появляется мамина грудь, которую ребенок тоже еще не может идентифицировать, как некий объект, и, тем более, как часть матери.
"Хорошая грудь" успокаивает ребенка, и она для него является хорошим объектом.
"Плохая грудь" не приходит, мало того, она преследует его и вызывает неприятные ощущения голода.
Таким образом ребенок воспринимает лишь частичные объекты и ощущения, которые, как ему кажется, возникают из вне при взаимодействии с этими объектами. Мир делится на две части. Именно тут берет свое начало "Черно-белый мир нарцисса" с его непостоянством объектов - идеализацией и утилизацией.
Младенец также не знает, что это сам он бывает злым на плохую грудь и довольным от хорошей. Он сам расщепляется на ХОРОШИЙ И ПЛОХОЙ.
Интеграция в целостное Эго для ребенка еще недоступна, и это своеобразное раздвоение личности (именно отсюда шизоидная позиция).
Тревога, которая преследует младенца в параноидно - шизоидный позиции - СТРАХ уничтожения ЭГО.
Расщепление - это попытка отделить плохое от хорошего и изгнать плохое из себя. Я ПЛОХИМ БЫТЬ НЕ ХОЧУ!
ПЛОХОЕ - ЭТО НЕ Я!
Именно здесь берет начало та самая история "Мистера Джекила и Доктора Хайда" - я не бываю плохим. Я хороший не знаю о существовании меня плохого.
Проекция - Интроекция. Проктивная идентификация.
На параноидно - шизоидной поэзии постоянно происходит игра проекции и интроекции.
Находясь в неспособности справиться со своими внутренними тревогами, ребенок проецирует их на мать, а хорошая и принимающая мать отдает тепло и заботу обратно. Таким образом ребенок интроецирует в себя заботу матери и идентифицируется с ней.
Именно с этот момент в нас зарождается самооценка. Я могу регулировать свои внутренние процессы.
Если мать холодная и отвергающая (нарциссичная), она посылает обратно ребенку свою тревогу, недовольство и холодность. В итоге плохой становится еще более плохим.
Тревога - мать - тревога! "Я сейчас самокливидируюсь!" Фантазии о том, что весь мир плохой, "меня могут бросить" и слабое настоящее Эго нарцисса, которое он прячет и бежит от него, берет начало именно тогда.
"Мне никто не нужен!" - невозможность построить нормальные объектные отношения.
"Психоз - это сон разума"
Чтобы избавиться от внутреннего психоза - нам нужен внешний враг.
«Это не я сам себя разрушаю - это они преследуют меня. Это не я нападаю - это они нападают на меня!»
Вот теперь, возможно, вам будет понятней, зачем нарциссу постоянный поиск врагов и почему он до сих пор живет в той самой "Параноидно - шизоидный фазе".
Депрессивная позиция
Депрессивная стадия считается стадией полноценно сформированной личности.
На этой стадии появляется постоянство объекта и мама воспринимается целиком - она бывает хорошей, но может сердиться и быть строгой, но это моя мама и я ее люблю.
Две части себя также соединяются в полноценную личность.
Теперь ребенок понимает, что он может быть и хорошим и плохим, а следовательно в дальнейшем человек воспринимает и принимает себя со своими слабостями, достоинствами и недостатками.
В отличие от изломанной не соединившийся личности нарцисса, который оставил себе только хорошую часть себя, а плохую проецирует на другие объекты - на своих партнеров, друзей, детей и т.д.
Почему Мелани Кляйн назвала эту позицию депрессивной?
Когда ребенок начинает воспринимать себя, как цельную личность - с плохими и хорошими качествами, он начинает понимать, что он может причинять боль людям. Появляется чувство вины. На этой стадии появляется сочувствие и сострадание. Но и плохие переживания уже не проецируются на внешние объекты. Они остаются внутри и служат для самопоедания и предъявления претензий к самому себе.
Невытесненные эмоции могут вылезать в психосоматике и выражаться, как у пограничных личностей в самоповреждение.
Формируется устойчивый атакующий объект. Вот почему очень важно проводить саморефлексию и выражать вытесненные в подсознание эмоции в виде спорта, пения, искусства и других способов.
Но это не касается нарциссов.... Они и в 50 лет будут вымещать и проецировать все на окружающих, разделяя свой больной мир на черное и белое.